- Винтовая мебель
- Школьная мебель
- Мебель для офиса
- Мебель для бара
- Мебель для кафе и ресторанов
- Мебель для столовой
- Мебель эконом-класса
- Мебель для кухни
- Школьные стулья
- Школьные парты
- Школьная мебель для дома
- Мебель для школьной столовой
- Мебель для школьной библиотеки
- Школьная мебель для начальных классов
- Двухместные школьные парты
- Одноместные школьные парты
- Парты с наклоном
- Растущие парты
- Металлические стулья
- Стулья для кафе и ресторанов
- Барные стулья
- Банкетные стулья
- Стулья для офиса
- Стулья для кухни
- Секционные стулья
- Табуреты
- Театральные стулья
- Подстолья для столов
- Металлические ножки для столов
- Диваны для кафе
- Банкетки
- Диваны из экокожи
- Банкетка в прихожую
- Банкетка в спальню
- Складные стулья
- Столешницы Дуолит (Duolit)
- Столешницы Corund Protection
- Вешалки-стойки
- Вешалки напольные
- Вешалки настенные
- Диваны под заказ
- Стулья на заказ
- Столы на заказ
- Мебель для зоны ожидания
- Медицинская кушетка
Высота и размеры школьных парт по ГОСТ
Правильная осанка школьника во время учебных занятий – залог эффективного восприятия и усвоения материала, активной мыслительной деятельности, сохранения здоровья. Неудобная поза за партой или столом приводит к искривлению позвоночника, нарушению кровообращения и зрительных функций. Для обеспечения комфортной посадки разработаны оптимальные конструкции школьной мебели.
В 1870 году русский гигиенист Ф.Ф. Эрисман изобрел и сконструировал одноместную школьную парту с оптимальной конструкцией для чтения и письма. Конструкция парты Эрисмана была доработана в 1887 году П.Ф. Коротковым. Двухместная парта с наклонной столешницей и откидной крышкой исключала возможность «сутулой» посадки. В современных школах используется мебель, изготовленная по установленным санитарно-гигиеническим стандартам.
Современные стандарты школьных парт
При оборудовании учебных помещений размеры школьной парты выбираются в соответствии с требованиями СанПин и ГОСТ 11015-93, 11016-93. Эти нормативные документы содержат перечень ростовых групп детей и соответствующих каждой группе размеров школьной мебели. При оборудовании класса рекомендуется укомплектовывать помещение столами и стульями различных размерных категорий, в зависимости от конкретных потребностей.
Длина тела школьника измеряется перед началом каждого учебного года и заносится в индивидуальную карту (форма № 26). Ученики могут измерять рост самостоятельно с помощью мерной цветной линейки, вывешенной в вестибюле школы. К длине туловища прибавляется 2 см (на каблук), и по итоговой цифре подбирается соответствующая группа мебели.
На отечественных мебельных предприятиях производятся парты и стулья различных габаритов. Нормативами СанПин предусмотрено 6 групп мебели и дополнительная нулевая группа, которая практически не используется в школах, а предназначена для дошкольных учреждений. Каждой группе соответствует свой цвет маркировки. При расстановке в классной комнате мебель с меньшими размерами занимает ближние места у доски. Мебель больших размеров устанавливается дальше.
Ростовые группы и размеры
Установленные размеры распространяются на парты (столы) и стулья. Скамьи и табуреты запрещены к применению для учебных занятий. Номера групп мебели:
- 1 – 1000-1500 мм (оранжевая маркировка);
- 2 – 1150-1300 мм (фиолетовая маркировка);
- 3 – 1300 – 1450 мм (желтая маркировка);
- 4 – 1450 – 1600 мм (красная маркировка);
- 5 – 1600 – 1750 мм (зеленая маркировка);
- 6 – 1750 мм и более (голубая маркировка).
Столы и стулья первоклассников
Для 1 класса приобретают мебельные изделия преимущественно первой - третьей группы. Средние показатели роста этой возрастной категории составляют 130 см. Высота крышки стола первоклассника не должна превышать 53 см. Расстояние от сидения стула до пола – не более 30 см. Для высоких учеников начальной школы подбираются парты высотой 145 см и стулья с высотой сидения 50 см и выше.
Для удобства письма крышку изготавливают с горизонтальной и наклонной частью. Угол наклона рабочей поверхности составляет 15-30 градусов. Это обеспечивает оптимальную аккомодацию органов зрения в процессе чтения и письма. Ширина столешницы равняется сумме длины предплечий с учетом длины кисти с добавочными 4 сантиметрами.
Современные модели парт для начальной школы представляют собой объединенную конструкцию (стол и скамейка в едином блоке) или ортопедические парты с гибкой регулировкой высоты и наклона. Такие конструкции позволяют обеспечивать постоянную правильную осанку и сохранять здоровье костно-мышечной системы.
Мебель для начальной школы маркируется полосками или кругами на видимой стороне парт. Диаметр маркировочных кружков – 2-3 см. Отметки на столах ставятся на краях, задних поверхностях или боковых ножках. Стулья маркируются на верхних элементах каркаса или задних поверхностях спинки. Для удобства, лучшего ориентирования и приучения детей к правилам маркировку наносят симметрично на обе стороны мебели. Ученики при необходимости могут самостоятельно поменять стул или парту на нужный размер.
Высота посадочного места и глубина сидения
В зависимости от ростовой группы детей среднего или старшего школьного возраста подбираются стулья с соответствующей высотой сидения (замеры делаются от края, обращенного к столу).
- 1 группа – 260 мм;
- 2 группа – 300 мм;
- 3 группа – 340 мм;
- 4 группа – 380 мм;
- 5 группа – 420 мм;
- 6 группа – 460 мм.
Если школа закупила мебель без маркировки, расчет размеров удобно выполнять при помощи специальных правил. Чтобы вычислить высоту стула, следует измерить длину голени и прибавить к полученному результату 2 см (каблук). Глубина сидения вычисляется путем замера длины бедра и составляет не более трех четвертей и не менее двух третей полученного результата измерения. Сидение имеет небольшой уклон назад для удобства посадки.
Столы в предметных кабинетах
В кабинетах для изучения определенных школьных предметов используются столы со специальной оснасткой. Размеры столешниц вычисляются с учетом достаточного места для осуществления учебных действий и размещения оборудования. В зависимости от вида учебного предмета рабочее место оснащается надстройками, подводкой водопровода и канализации (химия), электропитания, сжатого воздуха (физика), звуковым и лингафонным оборудованием (иностранные языки).
Для предметных кабинетов с посещаемостью средними и старшими классами (разные ростовые группы) удобно приобретать модели с регулируемой высотой столешницы. Длина стола составляет 120-140 см.
Лабораторные столы рассчитаны на двоих учеников. В школах с малой численностью учащихся могут быть использованы также одноместные парты.
Расстановка
В образовательных заведениях допускается однорядная, двухрядная или трехрядная расстановка мебели. В соответствии с нормативами при расстановке соблюдаются расстояния между рядами, стенами и демонстрационным столом учителя.
Ширина проходов:
- между первой партой и учебной доской – о 240 см;
- между последним столом и задней стеной – от 70 см (если стена наружная – от 100 см);
- между рядом и продольной стеной – от 50 см;
- между рядами двухместных парт – от 60 см;
- между продольной наружной стеной и рядом парт – от 50-70 см.
При расстановке парт в 4 ряда расстояние между доской и первым рядом парт составляет от 300 см (как и в квадратном помещении). Расстояние между самым удаленным рабочим местом и окнами не должно превышать 6 м. Для климатических районов I парты должны отстоять от наружных стен минимум на 1 метр.
Дистанция и дифференция
Дистанцией называется расстояние от заднего края парты до переднего края сидения по горизонтали. Этот параметр указывает на соотношение края стола и края сидения, бывает нулевым, отрицательным или положительным. Нормативы предписывают расположение стола и стула с отрицательной дистанцией (перекрытием края столешницы края сидения на 4 см).
Дифференция – вертикальное расстояние между плоскостью сидения и краем столешницы. Параметр вычисляется путем измерения роста ученика и составляет одну седьмую или одну восьмую часть роста. Дифференция равна расстоянию от сидения до локтя опущенной и согнутой в локте руки.
В каталоге мебели компании Реванш СПБ представлены модели всех стандартных размеров по выгодным ценам.